СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
SIBERIAN LAW HERALD
ISSN 2071-8136 (print)
ISSN 2071-8144 (online)

Список выпусков > Сибирский юридический вестник 2021. 1

Статья поступила в редакцию 12.09.2020


Институт законодательной инициативы граждан в субъектах Российской Федерации

Автор(ы)
Васюткин Николай Ефремович, Хамнуев Юлий Григорьевич
Аннотация
Рассматриваются вопросы правового регулирования предоставления гражданам права на осуществление законодательной инициативы и закрепления данного права в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации. Установлено, что федеральный законодатель, предоставляя регионам возможность наделения граждан правом на законодательную инициативу, не урегулировал вопросы определения условий и порядка реализации гражданами данного права. По итогам анализа конституций (уставов) регионов была выявлена разнообразная практика правового регулирования и конституционного закрепления данного института. В частности, были выделены три формы законодательной инициативы граждан - проект закона, законодательное предложение, поправка к законопроекту. Законодательное предложение предлагается рассматривать как самостоятельный правовой институт. Установлено, что предоставление гражданам права на внесение поправок к законопроектам направлено на развитие демократизации законотворчества, в связи с чем предложено данное право закрепить в законодательстве субъектов Федерации. Но, учитывая специфику парламентского обсуждения законопроекта во втором чтении, рекомендовано упростить процедуру внесения гражданами поправок в законопроекты путем снижения требования по количеству подписей граждан при их сборе для поддержки данной инициативы. На основе анализа законодательства говорится о различных наименованиях данного института, отмечается, что при этом схожие по наименованию инициативы могут иметь отличия по целям и содержанию. Установлено, что региональные законодатели применяют бланкетный способ закрепления данного права в конституциях (уставах) регионов, а в случае определения количества граждан, необходимого для реализации законодательной инициативы, используют либо абсолютное число граждан, либо процент от граждан, обладающих избирательным правом. В целях расширения возможности участия граждан в законодательной деятельности на региональном уровне и устранения противоречий в законодательстве предлагается детально урегулировать механизм реализации института законодательной инициативы граждан на федеральном уровне.
Ключевые слова
законотворчество, законодательная деятельность, законодательный процесс, законодательная инициатива, демократизация законотворчества, народная законодательная инициатива, гражданская законодательная инициатива, законодательная инициатива граждан, законопроект
Об авторах
Васюткин Николай Ефремович – преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а), е-mail: nickvas1985@mail.ru

Хамнуев Юлий Григорьевич – кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного, административного и муниципального права, Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова (670000, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, д. 24а), е-mail: hamnuev_ yug@mail.ru
Ссылка для цитирования
Васюткин Ю. Г., Хамнуев Ю. Г. Институт законодательной инициативы граждан в субъектах Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 2021. № 1(92). С. 19–23. DOI 10.26516/2071-8136.2021.1.19.
УДК
342:537
EDN
MZDRDL
DOI
https://doi.org/10.26516/2071-8136.2021.1.19
Литература
1. Васюткин Н. Е. Законодательное предложение: теория и практика // Современное право. 2019. № 3. С. 188-193.

2. Васюткин Н. Е., Анисимов И. В. Общественные объединения как субъекты законодательной инициативы: конституционно-правовой и политологический аспекты // Социально-политические науки. 2019. № 3. С. 188-193

Полная версия (русская)