СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
SIBERIAN LAW HERALD
ISSN 2071-8136 (print)
ISSN 2071-8144 (online)

Список выпусков > Сибирский юридический вестник 2022. 1

Статья поступила в редакцию 12.12.2021; одобрена после рецензирования 25.01.2021; принята к публикации 16.02.2022


О полномочиях прокурора по применению к лицам, замещающим муниципальные должности, мер публично-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Часть 1

Автор(ы)
Праскова Светлана Васильевна
Аннотация
Данная статья начинает исследование, посвященное полномочиям прокуратуры Российской Федерации в рамках механизма досрочного прекращения полномочий лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с совершением ими коррупционных правонарушений. Отмечается, что в России формируется новое антикоррупционное законодательство, регулирующее в том числе правонарушения, не относящиеся к преступлениям или административным правонарушениям. К числу таких проступков относятся нарушения публичными должностными лицами ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в рамках их статуса в целях противодействия коррупции. Подчеркиваются новизна данного вида правонарушения и неудовлетворительное состояние его правового регулирования, для его обозначения предлагается использовать словосочетание «коррупционный статусный проступок». В целях обоснования проблемы определения полномочий прокурора в рассматриваемой сфере указываются особенности коррупционных статусных проступков. Подчеркивается, что применительно к лицам, замещающим муниципальные должности, эти правонарушения нельзя отнести к традиционным видам правонарушений, в том числе дисциплинарным, и зачастую такие проступки не свидетельствуют о наличии коррупционной составляющей, но законодательство предусматривает за их совершение только одну меру ответственности - досрочное прекращение полномочий. Показывается, что несоразмерность между тяжестью проступка и наказанием за него нивелирует эффективность института в целях профилактики коррупции. Отмечаются отсутствие процессуальной формы применения ответственности за совершение коррупционного статусного проступка, фрагментарное и разрозненное регулирование этой процедуры, а также собирательный характер категории «муниципальная должность», что создает дополнительные сложности. Сделан вывод, что, несмотря на то, что сама процедура досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, регулируется муниципальными правовыми актами, полномочия прокурора в этой сфере определяются федеральными законами и актами Генерального прокурора РФ.
Ключевые слова
муниципальные должности, досрочное прекращение полномочий, утрата доверия, коррупционное правонарушение, полномочия прокурора
Об авторах
Праскова Светлана Васильевна – кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт правовых ис-следований, Байкальский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11), ORCID: 0000-0003-4518-3659, ResearcherID: AAC-8601-2020, e-mail: savap@mail.ru
Ссылка для цитирования
Праскова С. В. О полномочиях прокурора по применению к лицам, замещающим муниципальные должности, мер публично-правовой ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Часть 1 // Сибирский юридический вестник. 2022. № 1 (96) С. 29–36. DOI 10.26516/2071-8136.2022.1.29.
УДК
342.5 (342.95)
EDN
NBYAGA
DOI
https://doi.org/10.26516/2071-8136.2022.1.29
Литература
1. Абашев С. Н., Баньковский А. Е. Актуальные вопросы противодействия коррупции средствами прокурорского надзора в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 12. С. 60–64. https://doi.org/10.18572/1813-1247-2018-12-60-64

2. Абраров И. И., Кузнецов И. А. Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации // Бюллетень науки и практики. 2017. № 6 (19). С. 270–275. https://doi.org/10.5281/zenodo.808835

3. Конфликтно-криминологическая парадигма бытия коррупции (статья 2) / А. В. Алейников, А. И. Стребков, Г. Г. Газимагомедов, А. Н. Сунами, А. Д. Карпенко // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 5. С. 622–633. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2018.12(5).622-633

4. Бессчасный С. А., Скорик В. Н. Проблемы правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности // Законность. 2017. № 10. С. 3–7.

5. Жуйкова Д. А. Проблемы инициирования прокурором процедуры увольнения в связи с утратой доверия // Альманах молодого исследователя. 2019. № 6. С. 105–108.

6. Илий С. К. Анализ основных тенденций коррупционной преступности в России // Всероссийский криминологический журнал. 2016. Т. 10, № 3. С. 531–543. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2016.10(3).531-543

7. Козлов Д. С. Практика надзора за исполнением депутатами представительных органов муниципальных образований обязанности представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Законность и правопорядок. 2017. № 1-2 (16). С. 36–37.

8. Коновалов В. А. Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в системе публичной службы в Российской Федерации // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2015. № 23. С. 82–87.

9. Малько А. В., Маркунин Р. С. Современные пути борьбы с проявлениями коррупции в системе органов публичной власти // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12, № 5. С. 678–688. https://doi.org/10.17150/2500-4255.2018.12(5).678-688

10. Праскова С. В. К вопросу о необходимости единого порядка увольнения лиц, замещающих муниципальные должности, в связи с утратой доверия // Академический юридический журнал. 2020. № 4(82). С. 24–34.

11. Синельщикова Е. Ю., Ильяков А. Д. Меры прокурорского реагирования на нарушения законов о противодействии коррупции // Законность. 2019. № 8. С. 7–11.

12. Шишкин С. И., Михеев А. В. Проблемы правового регулирования конфликта интересов в деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований // Сибирский юридический вестник. 2021. № 4 (95). С. 60–70. https://doi.org/10.26516/2071-8136.2021.4.60

Полная версия (русская)