СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
SIBERIAN LAW HERALD
ISSN 2071-8136 (print)
ISSN 2071-8144 (online)

Список выпусков > Сибирский юридический вестник 2022. 4

Статья поступила в редакцию 12.08.2022; одобрена после рецензирования 28.09.2022; принята к публикации 15.10.2022


Государственная регистрация нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации

Автор(ы)
Шишкин Сергей Иванович, Хертуев Роман Юрьевич
Аннотация
Рассматриваются отдельные актуальные вопросы, связанные с реализацией в субъектах Российской Федерации (далее – субъектах РФ) механизма государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов. Указывается, что основной вопрос, который субъектам РФ необходимо решить при регламентации указанных общественных отношений, – это установление обязательности проведения правовой экспертизы регистрируемых нормативных правовых актов. Отмечается, что правовая экспертиза должна в обязательном порядке присутствовать при осуществлении государственной регистрации, поскольку именно она позволяет повысить правовое качество принимаемых нормативных правовых актов и тем самым добиться целей введения института государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов во всех субъектах РФ. Определено, что правовая экспертиза может иметь место как до момента государственной регистрации, фактически выступая обязательным условием последней, так и после проведения государственной регистрации нормативного правового акта. Выявлены отдельные проблемы, связанные с реализацией механизма государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов РФ. Сделан вывод о том, что во многих нормативных правовых актах субъектов РФ закрепляется правило, в соответствии с которым государственная регистрация осуществляется только в отношении отдельных категорий нормативных правовых актов, т. е. государственная регистрация в данных субъектах РФ носит частичный характер. В этой связи отмечается необходимость корректировки федерального законодательства в части обеспечения единообразного подхода к правовому регулированию вопросов государственной регистрации нормативных правовых актов субъектов РФ. Утверждается, что в федеральном законе необходимо закрепить правовую норму, согласно которой государственная регистрация должна осуществляться в отношении всех принимаемых нормативных правовых актов, т. е. в сплошном порядке.
Ключевые слова
государственная регистрация нормативных правовых актов, регистр нормативных правовых актов, правовая экспертиза, предварительная правовая экспертиза, последующая правовая экспертиза, реестр нормативных правовых актов, регистрирующий орган, регистрационный номер
Об авторах
Шишкин Сергей Иванович – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права и теории права, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1), e-mail: constkaf@lawinstitut.ru

Хертуев Роман Юрьевич – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного права и теории права, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1), ORCID: 0000-0002-7695-3188, ResearcherID: AAC-2841-2022, e-mail: rommmaa@list.ru
Ссылка для цитирования
Шишкин С.И., Хертуев Р.Ю. Государственная регистрация нормативных правовых актов исполнительных органов субъектов Российской Федерации // Сибирский юридический вестник. 2022. № 4 (99), С. 36-41. DOI 10.26516/2071-8136.2022.4.36. – EDN HRVHQO.
УДК
342.5
EDN
HRVHQO
DOI
https://doi.org/10.26516/2071-8136.2022.4.36
Литература
1. Акчурина А. В. Институт государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: проблемы и перспективы // Lex russica. 2017. № 9. С. 47–55.

2. Хвалев С. А. Правовое качество конституций (уставов) субъектов Российской Федерации : монография / Институт законодательства и правовой информации им. М. М. Сперанского ; Фонд «Право и Демократия». Иркутск, 2014. 184 с.

Полная версия (русская)