СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
SIBERIAN LAW HERALD
ISSN 2071-8136 (print)
ISSN 2071-8144 (online)

Список выпусков > Сибирский юридический вестник 2021. 3

Методологические проблемы взаимосвязи документов стратегического планирования федерального уровня, разрабатываемых в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципам (часть 2)

Автор(ы)
Личичан Олег Петрович, Арзуманов Игорь Ашотович, Галенпольский Федор Станиславович
Аннотация
Произведен анализ методологических проблем взаимосвязи документов стратегического планирования федерального уровня, разрабатываемых в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципам, которые ассоциируются с вопросами расселения населения. Рассмотрены нормы корпуса нормативных правовых актов федерального уровня, принятых в рамках целеполагания в процессе стратегического планирования социально-экономического развития территорий, включающего в себя положения норм Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Градостроительного кодекса РФ, постановлений Правительства РФ, связанные с вопросами о роли органов местного самоуправления в реализации политики расселения как фактора социально-экономического развития территорий. Выявлена специфика федеральной политики территориального развития регионов, в основе которой заложено участие не только федерального центра, но и государственных органов регионального уровня власти. Утверждается, что имеющаяся вертикаль государственного управления не включает в себя императивного функционала по отношению к органам власти местного самоуправления, за которыми не закреплена обязанность разработки стратегий социально-экономического развития муниципального образования. Определено, что в методологическом плане к таким последствиям необходимо отнести задачу дифференциации мер поддержки государством муниципальных территориальных образований, региональной типологизации населенных пунктов при рассмотрении бюджетной и градостроительной политики. Выявлена проблематика, связанная с юридической природой федерального округа в соотношении с природой и полномочиями в сфере стратегического планирования входящих в него субъектов Российской Федерации. Утверждается, что к факторам, влияющим на процессы формирования и реализации государственной политики регионального развития и непосредственно касающимся проблематики стратегического планирования, относятся не только признаки федеративного устройства, геополитические, геодетерминированные, социокультурные факторы, но и значительная разница в уровнях регионального социально-экономического развития и территориального народонаселения.
Ключевые слова
методология, стратегическое планирование, документы стратегического планирования, федеральный округ, местное самоуправление: целеполагание, прогнозирование, планирование, программирование, территориальный принцип
Об авторах
Личичан Олег Петрович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права, директор, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1), e-mail: director@law.isu.ru

Арзуманов Игорь Ашотович - доктор культурологии, доцент, профессор кафедры конституционного права и теории права, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail: arzumanov@mail.ru

Шишкин Сергей Иванович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права и теории права, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664082, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1), e-mail: director@law.isu.ru

Ссылка для цитирования
Личичан О. П., Арзуманов И. А., Шишкин С. И. Методологические проблемы взаимосвязи документов стратегического планирования федерального уровня, разрабатываемых в рамках целеполагания по отраслевому и территориальному принципам (часть 2) // Сибирский юридический вестник. 2021. № 3. С. 9–13. DOI 10.26516/2071-8136.2021.3.9.
УДК
34:332.133
EDN
ZNGBTW
DOI
https://doi.org/10.26516/2071-8136.2021.3.9
Литература
1. Бухвальд Е. М. Время вернуться к закону о государственной политике регионального развития // Законодательство и экономика. 2017. № 2. С. 7-16.

2. Бухвальд Е. М. Правовое регулирование стратегического пространственного и территориального планирования // Журнал российского права. 2019. № 11. С. 131-143.

3. Бухвальд Е. М., Погребинская В. А. Стратегическое планирование в России: исторический опыт и реалии экономики // Федерализм. 2014. № 4 (76). С. 21-36.

4. Бухвальд Е. М. Стратегическое пространственное планирование: макрорегионы и субъекты Российской Федерации // Журнал российского права. 2020. № 3. С. 31-44.

5. Воробьева М. А. Федерализм и «вертикаль» власти в современной России // Власть. 2008. № 6. С. 48-51.

6. Кожевников С. А. Стратегия пространственного развития Российской Федерации и перспективы трансформации российского пространства // Вопросы территориального развития. 2019. № 3 (48). С. 1-9.

7. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ / Н. Н. Мельников [и др.]. Изд. 2-е, испр. и доп. URL: http:// internet.garant.ru/#/document/77565144/paragraph/1394/ doclist/8632/showentries/0/highlight/:0 (дата обращения:

03.11.2020) .

8. Кузык Б. О формировании системы стратегического управления модернизацией и развитием российской экономики // Экономические стратегии. 2014. Т. 16, № 2 (118). С. 24-29.

9. Максимушкина О. С. Межбюджетные отношения: от выравнивания к развитию // Бюджет. 2012. № 5. С. 31-33.

10. Подпорина И. Логика и политика: Межбюджетные отношения // Наша власть: дела и лица. 2005. № 2. С. 30-31.

11. Селимханов З. Генезис макрорегиона в системе государственного управления // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 2, № 6. С. 60-64.

Полная версия (русская)