СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
SIBERIAN LAW HERALD
ISSN 2071-8136 (print)
ISSN 2071-8144 (online)

Список выпусков > Сибирский юридический вестник 2021. 4

Статья поступила в редакцию 08.09.2021; одобрена после рецензирования 12.11.2021; принята к публикации 04.12.2021


Проблемы правового регулирования конфликта интересов в деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований

Автор(ы)
Шишкин Сергей Иванович, Михеев Александр Викторович
Аннотация
Рассмотрена категория «конфликт интересов» в деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований, выявлены понятия, признаки данной категории и какое место она занимает в мероприятиях по противодействию коррупции. Исследовано законодательное регулирование конфликта интересов в Российской Федерации, его особенности по отношению к муниципальным должностям, выявляются ситуации, приводящие к конфликту интересов, и проблемы по его пресечению. В результате проведенного исследования было выявлено наличие допущений в антикоррупционном законодательстве, приводящих к невозможности квалифицировать определенные ситуации, возникающие у муниципальных депутатов, как конфликт интересов. Установлено, что данные причины обусловлены наличием правовых пробелов в законодательных нормах и отсутствием единого подхода в антикоррупционном регулировании сферы публичного управления. Предложено рассматривать трудовые отношения как причину возникновения конфликта интересов между муниципальным депутатом и главой муниципального образования при замещении первым руководящей должности в муниципальной организации. Доказано, что такие отношения неизбежно приведут к конфликту интересов, когда требования по реализации должностных обязанностей руководителя муниципальной организации могут быть осуществлены в ущерб депутатским полномочиям (его публичным интересам), в том числе согласованная взаимовыгодная позиция по ряду вопросов в представительном органе муниципального депутата с главой муниципального образования снижает объективность и беспристрастность муниципального депутата при голосовании за принятие тех или иных решений, выгодных обеим сторонам конфликта интересов. В целях устранения выявленных недостатков предложено по аналогии с запретительными нормами закона о муниципальной службе запретить муниципальным депутатам совмещать депутатскую деятельность с трудовой в муниципальных организациях. Уточнена правовая дефиниция «личная заинтересованность» введением в ее формулировку понятия «трудовые отношения» как одного из возможных типов связи между заинтересованными лицами.
Ключевые слова
конфликт интересов, муниципальный депутат, коррупция, муниципальное управление, проблемы правового регулирования, антикоррупционное законодательство, представительный орган, местное самоуправление, муниципальные организации, трудовые отношения
Об авторах
Шишкин Сергей Иванович – доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного права и теории права, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1), ORCID: 0000-0003-4498-8631, е-mail: shishkin1957@rambler.ru

Михеев Александр Викторович – магистрант кафедры конституционного права и теории права, Юридический институт, Иркутский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1), ORCID: 0000-0002-9908-1618, ResercherID: ABD-1824-2021, е-mail: sfera0707@mail.ru
Ссылка для цитирования
Шишкин С. И., Михеев А.В. Проблемы правового регулирования конфликта интересов в деятельности депутатов представительных органов муниципальных образований // Сибирский юридический вестник. 2021. № 4 (95). С. 60–70.DOI 10.26516/2071-8136.2021.4.60.
УДК
342:534
EDN
GQCNAZ
DOI
https://doi.org/10.26516/2071-8136.2021.4.60
Литература
1. Андреечев И. С. Соотношение унификации и дифференциации антикоррупционного регулирования в отношении публичных должност-ных лиц // Право и политика. 2021. № 2. С. 46–60. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44832480 (дата обращения: 31.05.2021).

2. Горбатова М. А. К вопросу о понятии и сущности конфликта интересов в сфере государственного управления // Приднепровский науч-ный вестник. 2017. Т. 5, № 1. С. 31–33.

3. Зайков Д. Е. Правовой институт конфликта интересов: специфика применения к работникам военных организаций // Право в воору-женных силах – военно-правовое обозрение. 2016. № 1 (223). С. 5–12.

4. Ишеков К. А., Дорогин Р. В. Конфликт интересов в сфере государственного управления: актуальные вопросы теории и практики право-вого регулирования // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 3 (40). С. 155–161.

5. Капинус О. С. Правовые проблемы предупреждения конфликта интересов в системе государственного управления // Журнал зарубеж-ного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 3 (70). С. 15–19.

6. Кобец Е. А., Павлов А. Ю. Понятие и сущность трудовых отношений // Инновационная наука. 2016. № 9 (21). С. 134–136.

7. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе, в деятельности организаций: причины, предотвращение, урегули-рование : науч.-практ. пособие / Т. С. Глазырин [и др.] ; отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М. : ИНФРА-М, 2016. 223 c.

8. Костюк О. Н. О соотношении понятий «Конфликт интересов» и «Коррупция» на государственной службе Российской Федерации // Жур-нал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2012. 4 (70). С. 29–34.

9. Михайлов В. И. Конфликт интересов: вопросы этики и совершенствования законодательного оформления // Журнал зарубежного зако-нодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 3 (70). С. 26–31.

10. Осетров С. А. Антикоррупционные гарантии конституционных принципов народного представительства в Российской Федерации // Ак-туальные проблемы российского права. 2017. № 9 (82). С. 87–93.

11. Рогожина С. Г., Щербинина Н. С., Лазаренко Т. В. Понятие «Конфликт интересов» в Российском законодательстве // The Scientific Heritage. 2021. № 63. С. 10–14.

12. Савченко М. С., Верхогляд А. С. К вопросу о понятии правового статуса депутата представительного органа власти // Философия пра-ва. 2014. № 2 (63). С. 48–50.

13. Тихалева Е. Ю. Проблемные вопросы разграничения компетенции между органами местного самоуправления муниципального обра-зования // Вестник Владимирского юридического института. 2011. 2 (9). С. 121–127.

14. Федоров М. В. Конфликт интересов как социально-правовой феномен // Право и государство: теория и практика. 2020. № 2 (182). С. 70–73.

15. Хорунжий С. С. Аффилированность как условие возникновения конфликта интересов в публично-правовой сфере // Мониторинг пра-воприменения. 2016. № 1 (18). С. 67–71.

16. Шустов В. Г. Муниципальная власть от легитимности к эффективности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2014. № 2 (139). С. 156–161.


Полная версия (русская)