СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
SIBERIAN LAW HERALD
ISSN 2071-8136 (print)
ISSN 2071-8144 (online)

Список выпусков > Сибирский юридический вестник 2024. 4

Статья поступила в редакцию 13.09.2024; одобрена после рецензирования 15.10.2024; принята к публикации 13.11.2024.


Финансовый суверенитет как основополагающий фактор развития финансового законодательства

Автор(ы)
Васильева Наталья Викторовна Пятковская Юлия Валерьевна
Аннотация
Исследуется категория «суверенитет» в финансово-правовом аспекте. Подчеркивается повышение внимания к данному вопросу со стороны научной общественности, выразившееся в издании научных работ и защите диссертаций. Затрагивается дискуссия о «принадлежности суверенитета», отмечается, что есть лишь суверенитет Российской Федерации, и отрицается суверенитет иных публично-правовых образований, входящих в состав Российской Федерации. Указывается, что в обеспечении суверенитета государства необходимо учитывать все направления и уровни публичной финансовой деятельности. Приводится авторское понятие финансового суверенитета, в котором акцент делается на самостоятельном и независимом осуществлении публичной финансовой деятельности от других государств, международных организаций, иных субъектов. Делаются выводы о собирательном характере категории «финансовый суверенитет» и о ее возможных проявлениях в бюджетной, налоговой, банковской сферах. Особое внимание уделено проявлению суверенитета государства в сфере бюджетной деятельности, поскольку именно бюджетная система государства является координирующей и основной, под влиянием которой развиваются все иные ее звенья. Отмечается значение реализации принципа самостоятельности бюджета для обеспечения суверенитета Российской Федерации. Рассматриваются основные направления бюджетной деятельности, и подчеркивается важная роль самостоятельного определения соответствующими публичными органами форм и видов расходов, принятия расходных обязательств с учетом продиктованных принципом федерализма ограничений, а также применение законодательно закрепленных механизмов адаптации государства к изменениям в экономике. Кроме того, подчеркивается необходимость обеспечения достаточности поступающих в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов, что сказывается на возможности реализации всех поставленных публичных задач.
Ключевые слова
финансовый суверенитет, финансовая безопасность, бюджетный суверенитет, бюджетные доходы, бюджетные расходы
Об авторах
Васильева Наталья Викторовна – доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры предпринимательского и финансового права, Институт государственного права и национальной безопасности, Байкальский государственный университет (Россия, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11), ORCID: 0000-0001-6522-6383, SPIN-код: 3563-1619, Scopus AuthorID: 57205210628, ResearcherID: ABH-8728-2020, e-mail: nativi@yandex.ru

Пятковская Юлия Валерьевна – доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры предпринимательского и финансового права, Институт государственного права и национальной безопасности, Байкальский государственный университет (Россия, 664003, Иркутск, ул. Ленина, 11), заслуженный юрист Иркутской области, ORCID: 0000-0002-4971-7761, SPIN-код 6542-4326, AuthorID: 261816, e-mail: julart@yandex.ru
Ссылка для цитирования
Васильева Н. В., Пятковская Ю. В. Финансовый суверенитет как основополагающий фактор развития финансового законодательства // Сибирский юридический вестник. 2024. № 4 (107). С. 38–46. – DOI 10.26516/2071-8136.2024.4.38
УДК
34, 347.73
DOI
https://doi.org/10.26516/2071-8136.2024.4.38
Литература
1. Брайчева Т. В. Государственные и муниципальные финансы. СПб. : СПбГУЭФ, 2007. 232 с.

2. Глазунова И. В., Маслов К. В. Публичный интерес как основа обеспечения финансовой безопасности // Baikal Research Journal. 2024. Т. 15, № 3. С. 867–879. 10.17150/2411-6262.2024.15(3).867-879. EDN AWJCPZ

3. Ильин И. М. Конституционная модель бюджетного федерализма России: особенности, проблематика и перспектива конституционной настройки (модернизации) // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 9. С. 55–58.

4. Копина А. А. Установление налогов и сборов субъектами России и муниципальными образованиями: проблемы соблюдения принципа единства налоговой системы // Финансовое право. 2020. № 1. С. 19–24.

5. Красюков А. В. Налоговый суверенитет: понятие и содержание // Налоги. 2023. № 1. С. 31–36.

6. Лексин И. В. К вопросу о суверенитете в федеративном государстве // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 12. С. 26–31.

7. Лепешкин А. И. Советский федерализм (теория и практика). М. : Юрид. лит., 1977. 319 с.

8. Масгрейв Р., Масгрейв П. Государственные финансы: теория и практика : пер. с англ. М. : Бизнес Атлас, 2009. 716 с.

9. Маслов К. В. Правовое обеспечение налоговой безопасности государства: дис. … д-ра юрид. наук. Омск, 2023. 501 с.

10. Михеева А. С., Петрова А. А. Анализ эффективности управления суверенными фондами благосостояния // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31, № 3. С. 356–362.

11. Новые вызовы, оказывающие влияние на налоговую безопасность России / М. Р. Пинская, С. Д. Шаталов, Ю. А. Стешенко, Р. В. Балакин // Известия Байкальского государственного университета. 2024. Т. 34, № 1. С. 12–26. 10.17150/2500-2759.2024.34(1).12-26. EDN YIFYUA

12. Омелехина Н. В. Финансовый суверенитет государства: к постановке проблемы исследования правовой идентификации // Финансовое право. 2017. № 4. С. 12–21.

13. Петрова И. В. Мониторинг в бюджетной сфере как инструмент обеспечения финансового суверенитета // Финансовое право. 2024. № 2. С. 22–25.

14. Поветкина Н. А. Финансовая устойчивость Российской Федерации: правовая доктрина и практика обеспечения : дис. … д-ра юрид. наук. М., 2016. 459 с.

15. Пятковская Ю. В., Васильева Н. В. Инициативное бюджетирование в Сибирском федеральном округе: сравнительно-правовое исследование // Baikal Research Journal. 2022. Т. 13, № 3. С. 40–40. 10.17150/2411-6262.2022.13(3).40. EDN WTZTWN

16. Садчиков М. Н. Финансово-правовое обеспечение налогового суверенитета Российской Федерации : дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2021. 426 с.

17. Самаруха В. И. Изменения финансовой и промышленной политики в новейшей истории России // Baikal Research Journal. 2024. Т. 15, № 2. С. 728–740. 10.17150/2411-6262.2024.15(2).728-740. EDN CRKVYZ

18. Саттарова Н. А. Дезорганизация публичных финансов как угроза финансовой безопасности // Финансовое право. 2022. № 11. С. 7–10.

19. Саттарова Н. А. Финансовая безопасность и финансовый суверенитет государства: вопросы взаимосвязи // Финансовое право. 2023. № 11. С. 15–17.

20. Смирникова Ю. Л. Структура системы налогов и сборов. Особенности региональных и муниципальных налоговых систем // Налоговое право России / отв. ред. Ю. А. Крохина. М. : Норма, 2007. 752 с.

21. Тадевосян Э. В. Проблемы российского федерализма // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 145–150.

22. Финансовый суверенитет государства: теория и правовая реальность : монография / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М. : Норма, ИНФРА-М, 2024. 344 с.


Полная версия (русская)